Галина Хованская провела конференцию по проблемам правоприменительной практики Жилищного кодекса
см. также ↓Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская 18 февраля провела научно-практическую конференцию "Жилищный кодекс Российской Федерации: правоприменительная практика, законодательные перспективы".
В мероприятии приняли участие представители Верховного Суда, Федеральной антимонопольной службы, Инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации ЖКХ, Счетной палаты и других профильных ведомств, фондов и организаций.
В своем докладе председатель Комитета остановилась на основных проблемах правоприменения норм Жилищного кодекса, законодательных противоречиях и судебной практике в этой сфере.
"В соответствии с Жилищным кодексом у нас социальное жильё стали предоставлять малоимущим гражданам, если речь идет об органах местного самоуправления. В итоге возникла ситуация, когда у нас практически перестали оказывать помощь гражданам с невысоким уровнем дохода, которые не могут претендовать на ипотеку, потому что нет денег даже на первоначальный взнос. Тем не менее, они не относятся к категории малоимущих", пояснила она.
По словам депутата, в результате сложилась ситуация, когда не дорабатывают ни законодатели, ни органы исполнительной власти, потому что только энтузиасты в лице отдельных губернаторов или руководителей крупных предприятий строят наёмные дома. По разным сведениям, всего таких домов от 15 до 25 по разным субъектам Федерации, сказала Галина Хованская.
Она отметила, что после обсуждения проблемы с Минстроем и поручения Президента Владимира Путина о наёмном жилье для граждан с невысоким доходом началась работа по разработке соответствующей программы.
"Стали об этом серьёзно задумываться ещё и потому, что мы очень увлеклись передачей в собственность жилых помещений. В этом мы впереди планеты всей, осталось чуть более 10% жилфонда социального использования", сообщила политик, уточнив, что в Западной Европе такого жилья 30-46% , и там считают, что этого недостаточно.
"Ещё раз обращусь к Минстрою программу надо принимать, а то, что касается законодательства, например, налоговых льгот и субсидирования, то мы эту проблему решим", заявила Галина Хованская.
Следующая проблема в связи с принятием нового Жилищного кодекса в 2004 году возникла из-за недобросовестного отношения к очередникам, которых стали массово снимать с учета. По мнению парламентария, чиновники не хотели видеть норму кодекса о том, что все обязательства по обеспечению граждан социальным жильем сохраняются.
Она также остановилась на норме закона о передаче бывших государственных общежитий в ведение муниципалитета. Были грубейшие нарушения – отказы в оформлении договора социального найма, снимали с учета простоявших в очереди 20-25 лет, навязывались договора коммерческого найма. И пока этой проблемой не занялся Верховный суд, были массовые жалобы.
Следующей проблемой Галина Хованская назвала ликвидацию института первоочередного предоставления жилья, который был в старом Жилищном кодексе.
"И какое правоприменение мы наблюдаем? Граждан переводили в общую очередь, причем не учитывали год первоначальной постановки на учет. Это было чистое издевательства над семьями. И это тоже решалось через суд", рассказала она.
Что касается финансирования капитального ремонта жилищного фонда, то депутат выразила уверенность в том, что большинство норм Жилищного кодекса, регулирующих эту сферу, относятся к финансовым и банковским нормам.
"У муниципалитетов денег нет, и они стали включать взнос на капремонт в плату за социальный найм. Нам удалось на первом этапе это безобразие остановить", пояснила она.
"Мы намерены поменять формулировку в ЖК, чтобы нельзя было приравнивать социальный найм и некоммерческий – они отличаются, и к ним не может быть применена одинаковая методика начислений, в том числе и взноса на капитальный ремонт", подчеркнула парламентарий.
Галина Хованская также затронула тему субсидий малоимущим на оплату услуг ЖКХ. "Фракция "СР" предлагала 10%, мы поняли, что 10% не пройдет, но пусть будет 15%. Нас в свое время даже поддержал Медведев, сказала она. Речь идёт об адресной поддержке при оплате жилья и коммунальных услуг. Сейчас порог, когда начинают платить субсидию, – это порой 22% от доходов, а мы предлагаем снизить его до 15%. Убеждена, что это должен быть федеральный стандарт".
Кроме того, она рассказала о проблемах, связанных с проведением общего собраний дома, ТСЖ и других.